пятница, 15 января 2010 г.

Стандарты благополучия ребенка в замещающей семье

Одним из приоритетных направлений деятельности государства в социальной сфере в настоящее время становится забота и поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Несомненно, что наилучшей формой устройства детей-сирот является семейная. По мнению специалистов органов опеки и попечительства, в решении данного вопроса значимую роль стала играть такая форма устройства детей-сирот, как замещающая семья.

Как показывает опыт деятельности работников социальной сферы, одной из актуальных проблем в работе с замещающей семьей является отсутствие стандартов благополучия ребенка. С 15 по 30 октября 2009 года на базе ГОУ ДПО "СарИПКиПРО" прошли курсы повышения квалификации для специалистов органов опеки и попечительства муниципальных районов Саратовской области. По итогам нашей совместной работы творческими группами слушателей были разработаны примерные Cтандарты благополучия ребенка в замещающей семье, размещенные на сайте wiki.saripkro (страница кафедры педагогики, КПК специалистов органов опеки и попечительства).

Приглашаем Вас к обсуждению этой актуальной проблемы в рамках нашего тренинга. В качестве ориентира мы предлагаем следующие вопросы:

1. Какие критерии и показатели благополучия ребенка в замещающей семье, на Ваш взгляд, требуют расширения, конкретизации, дополнения и т.д.?
2. Какую форму представления данных стандартов Вы можете предложить (если это таблица, предложите названия граф и колонок; если это схема, укажите ее структурные составляющие и т.д.)?
3. Какие рекомендации из собственного опыта (или опыта коллег) Вы могли бы дать специалистам, работающим с замещающей семьей?

8 комментариев:

  1. Здравствуйте.Меня зовут Матюх Татьяна Викторовна.Я социальный педагог Центра психолого-медико-социального сопровождения.Я ознакомилась со стандартами благополучия ребёнка в замещающей семье.Считаю,что в целом можно принять критерии за основу,но некоторые критерии повторяются и не целесообразно их дублировать.Поэтому я предлагаю оставить показатели в таком варианте:

    -Коммуникабельность
    -Конфликтность
    -Умение строить отношения
    -Доброжелательность
    -Инициативность в отношениях
    -Способность к лидерству
    -Речевая культура
    -Способность к сопереживанию
    -Способность к взаимоуважению
    -Санитарно-гигиенические навыки
    (чистота кожных покровов, волос и т.д.)
    -Опрятность
    -Соответствие одежды:
    размеру, возрасту, сезону
    -Умение преподнести себя
    (стиль, имидж, наличие предметов одежды и аксессуаров, изготовленных в семье)
    -Успеваемость
    -Досуг
    -Целеустремленность
    -Предрасположенность к конкретным наукам
    -Поддержка родителей
    -Психологический климат
    -Семейные традиции
    -Уровень комфортности в семье
    -Целостность семьи
    -Обязанности ребенка как члена семьи, «ниша» ребенка в семье»
    -Отношение всех членов семьи к ребенку
    -Внешний вид (глаза, кожные покровы, нос)
    -Физиологические недостатки
    (нарушение опорно-двигательной системы и т.д.)
    -Дефекты речи
    -Медицинское заключение
    -Эмоциональное состояние (настроение)
    -Активность в любой среде
    (занятия спортом, посещение секций, участие в играх, учебном процессе)
    -Успешность
    -Адекватная самооценка
    -Коммуникативность
    -Гармоничное развитие (самосовершенствование, духовность, сострадание, ответственность, оптимизм, порядочность, моральная устойчивость)
    -Стремление к росту

    Для представления данных стандартов я предлагаю таблицу,в первой колонке указать критерии,во второй -показатели,в третьей-баллы.Баллы от 0 до 5. 0-1- плохой показатель, 2-3-средний, 4-5-хороший.
    Матюх Татьяна Викторовна. Социальный педагог Центра психолого- медико- социального сопровождения ГОУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом №3" г.Хвалынска Саратовской области.

    ОтветитьУдалить
  2. - Здравствуйте!Меня зовут Ермолаева Ольга Юрьевна.Я педагог-психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения.Я думаю,что в блоге "Стандарты благополучия ребёнка в замещающей" нужно внести некоторые изменения.Из критерия "Культура внешнего вида" исключила "Подбор одежды в соответствии с выполняемой деятельностью" и "Гармонию внешнего и внутреннего вида".В критерии "Образование" убрала "Коммуникабельность" и "Занимаемую позицию в классе". В критерии "Интеграция в семью" у меня нет "Позитивной мотивации в семье". В критерии "Здоровье" нет "Периодичности посещения врача", а "Активность в любой среде" я перенесла в критерий "Личностный рост". Из критерия "Личностный рост" я исключила "Целеустремлённость" и "Ценностную ориентацию". А критерий "Жилищно-бытовые условия" я предлагаю вынести отдельной таблицей,для удобства заполнения.

    Ермолаева Ольга Юрьевна, педагог-психолог ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом №3" г.Хвалынска Саратовской обл.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте. Меня зовут Власова Екатерина Владимировна, я социальный педагог ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Детский дом № 3" г.Хвалынска Саратовской области. Считаю, что разработка критериев благополучия ребенка в замещающей семье конечно очень нужный момент в работе с замещающей семьей. Но критерии, предлагаемые опекой очень не удобны в работе, так как они разбиты на блоки и имеют повторяющиеся моменты, а самое главное не имеют конкретной шкалы по которой можно было бы сказать, что данная семья благополучна или нет.
    Поэтому мы переработали данные критерии и используем их в своей работе в виде таблицы где каждый из критериев превращается в баллы от 0 до 5. Это упращает обработку, полученной информации, сокращает время работы по критериям, и дает более точное представление о семье.

    ОтветитьУдалить
  4. Козюченко Андрей Валерьевич, педагог-психолог ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" г.Хвалынска Саратовской области

    Ознакомившись с примерными Стандартами благополучия ребенка в замещающей семье, которые размещены на сайте СарВики, нужно отметить следующее. Основной формой работы по определению благополучия/неблагополучия ребенка в замещающей семье, наверное, является посещение семьи. Что можно сделать и как это можно сделать в рамках одного посещения за 30-40 минут? Что можно определить и какую таблицу заполнить???
    Поэтому основной критерий, на мой взгляд, - это психоэмоциональное благополучие и состояние ребенка в семье, которое проявляется в доброжелательности/недоброжелательности и открытости/закрытости ребенка, готовности/неготовности к общению с "чужими людьми", хорошем и приподнятом/грустном и подавленном настроении, эмоционально теплом/холодном отношении к замещающим родителям и эмоционально теплом/холодном отношении к ребенку, а также желание/нежелание ребенка рассказывать о происходящих событиях в семье(где были, что делали, что видели), спокоен/тревожен ребенок на момент посещения.
    Формой представления стандартов, на мой взгляд, должна быть таблица, которая будет состоять по горизонтали из уровней (низкий, средний, высокий), которые будут наполнены содержанием соответственно уровню, а по вертикали - критерии и показатели.
    Хотелось бы специалистам пожелать, чтобы они для замещающей семьи были помощниками и друзьями, а не "тетеньками и дяденьками", которые пришли проверять.

    ОтветитьУдалить
  5. Назаренко Елена Владимировна, заведующая сектором опеки и попечительства администрации Базарно-Карабулакского муниципального района

    Самой актуальной проблемой в замещающей семье считаю слабую педагогическую подготовку родителей.Этому вопросу необходимо уделять больше внимания, чаще проводить обучающие семинары, тренинги для приемных родителей, опекунов, а также более тщательно осуществлять подбор кандидатов на роль родителей в замещающей семье. Даже в приемных семьях, где родители должны осуществлять воспитательские функции профессионально, согласно договору о передаче ребенка в приемную семью,возникает непонимание. Не редки случаи, когда, по достижении ребенком 11-14 лет, то есть, наиболее проблемного подросткового возраста, приемные родители приходят с жалобами на то, что "ребенок уже не такой хороший" и с просьбами освободить их от обязанностей опекуна "в связи с отсутствием взаимопонимания с опекаемым".
    Один из критериев благополучия ребенка обозначен как "способность к сопереживанию".Необходимо добавить "способность родителей к сопереживанию".Полностью согласна с предыдущим комментатором, Козюченко Андреем Валерьевичем, в том, что основным показателем является психоэмоциональное благополучие и состояние ребенка.
    Также значимым критерием являются жилищно-бытовые условия в замещающей семье.Наличие отдельной комнаты, отдельного спального места,соблюдение режима освещения - необходимость, а не роскошь.
    Ставлю под сомнение такие стандарты, как "гармония внешнего и внутреннего мира ребенка", "коммуникативность", поскольку при оценке благополучия ребенка все-таки лучше оперировать более точными понятиями, нежели "гармония". А коммуникативность- черта характера,ребенок может быть не очень общительным, но при этом совершенно благополучным.
    Наиболее удобная форма для отражения реального положения ребенка в замещающей семье - таблица с четко прописанными критериями и показателями.

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте. Меня зовут Веретенникова Ирина Алексеевна. Я заведующий сектором по исполнению государственных полномочий городского округа ЗАТО Светлый (исполняющий обязанности по опеке и попечительству). На наш взгляд, часть критериев повторяются, либо дублируют друг друга, их необходимо объединить. Критерии можно расположить в первой графе таблицы, показатели можно разместить во второй графе, а в третьей графе – баллы (от 0 до 5).

    ОтветитьУдалить
  7. Нуждина Татьяна Алексеевна, консультант по опеке и попечительству управления образования Новобурасского района.
    Согласна с предыдущим комментатором в том, что актуальной проблемой в замещающей семье -слабая педагогическая подготовка приемных родителей. Необходимо организовать курсы для кандидатов на роль родителей в замещающей семье (лекции психологов,педагогов, медиков). Один из критериев благополучия ребенка обозначен, как "способность к взаимоуважению". Хочется добавить "способность к взаимоуважению и взаимопониманию".

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте! Я начальник отдела опеки и попечительства администрации Калининского МР Котельникова Светлана Алексеевна.
    я хотела-бы дать рекомендации специалистам, работающим с замещающими семьями, из своего опыта и из опыта своих коллег:
    - иметь индивидуальный подход к каждой семье;
    -осуществлять тесное взаимодействие с дошкольными и образовательными учреждениями, где обучаются и воспитываются дети из замещающих семей;
    а критерии и показатели благополучия ребенка в замещающей семье, я считаю, разработаны правильно.

    ОтветитьУдалить